14.11.2017 года, в День ЛОГОПЕДА (с чем я поздравляю всех коллег), ГУО "Средняя школа №14 г.Солигорска" проводило районное методическое объединение учителей-дефектологов классов интегрированного обучения и воспитания.
Делюсь с Вами рекомендациями по осуществлению самоконтроля и учёта знаний учащихся с ОПФР.
1. Проверка
знаний должна вестись в соответствии с программой, её разделом «Требования
к знаниям и умениям учащихся». Программа
определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки (тот
учебный материал, который должен быть усвоен учащимися).
2. Алгоритм
организации проверки: учитель отбирает материал для проверки в соответствии с
программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые
пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких
учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3. Объективная и
систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных
интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4. При учёте
знаний любой труд учащегося должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить
постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число
учащихся или весь класс в целом.
5. Отметки
выставляются за:
» устные ответы при индивидуальной проверке,
» за выполнение практической работы,
» при фронтальной устной проверке за совокупность
ответов,
» за исправления, дополнения ответов других учащихся,
» за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении
нового материала.
6.Что
проверять?
» Устанавливается: весь ли программный материал усвоен,
всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
» Проверяется объём, качество знаний, прочность, систематичность,
глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
» При выполнении письменных работ проверяется не только
качество ответа, но и грамотность написания.
7. Учитель
обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу, указывать, почему
поставлена та или иная отметка.
8. Отметка
обязательно комментируется. При оценивании учитель должен кратко отметить, в
чём положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить
внимание.
9. Учитель
обязан заранее объяснять критерии отметок, чтобы ученики знали, при каких
условиях ставится та или иная отметка.
10. При
анализе ответа учитель определяет:
» всё ли изложил учащийся,
» сколько ошибок было, какие это были ошибки,
» какие были допущены неточности,
» правильно ли понят учебный материал,
» знает ли учащийся определение понятий,
» умеет ли объяснить связи и зависимости,
» дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
» умеет ли выделять главное,
» оперировать знаниями, применять их для объяснения
новых фактов, событий,
» логично, последовательно излагать материал,
» на сколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает
материал,
» нуждается ли учащийся в наводящих вопросах,
» умеет ли выполнять действия, осознаёт ли систему
действий, устно перечисляет порядок действий, практически пользуется им.
11. Выставление
отметок в дневник — обязанность учителя.
12. Недопустимо
снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью
наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради.
13. Проверка
имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но
и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14. Обучающие,
контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят
думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто
воспроизводить материал.
15. Проверка
имеет обучающее значение — обучение учащихся приёмам взаимоконтроля и
самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
16. Систематически проводите
количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ.
17. Помните, что
грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам
возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли учащиеся
самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового
материала.
18. Проверяйте
рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество
выполненной работы на уроке, дома.
19. Прогнозируйте свою
контрольно-оценочную деятельность на уроке.
20. Не забывайте о
стимулирующей функции10-балльной системы, старайтесь отметить
нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
21. Продумывайте
формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учащихся в
классе.
22. Важно
поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время
урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, к необъективным
отметкам за четверть, год.
23. При подготовке
к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение:
дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок,
коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи».
24. Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена
Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в
цель. Значит, учащиеся с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
25. Ожидание опроса
и сам опрос — ситуация повышенной тревожности для учащихся. Не
усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
26. Чётко
поставьте вопрос, сформулируйте задание. учащимся что-то может быть непонятным
в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время
контрольных работ.
27. Учите
ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку.
Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
28. Ребятам
нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже
привести отвечающих в замешательство.
29. Деятельность
учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь
кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и
т.п.), иначе это потерянное время для класса.
П А М Я Т К А по стимулирующему
оцениванию знаний учащихся
Нельзя выставлять
отрицательную оценку:
1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
2. Всю первую четверть во всех
классах в начале изучения нового предмета.
3. Всю первую четверть учащимся
класса, в котором впервые начал работать учитель.
4. В первые две недели месяца
начала учебного года во всех классах по всем предметам.
5. На первых двух уроках после
каникул во всех классах по всем предметам.
6. В первый день после выходных и
праздников во всех классах и по всем предметам.
7. На следующий урок после
отсутствия учащегося в классе.
8. Во время кратковременной
замены основного учителя другим учителем.
9. Если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная отметка по данному предмету.
10. При организации, проведении и
проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.
Качественный
анализ «+»
Ø мы
готовы помочь учащимся, которые долго не успевают по предмету, признавая за
ними право на улучшение результата;
Ø мы
осознаём необходимость показать динамику учебных достижений учащихся в
сравнении с ним самим «вчерашним»;
Ø мы
готовы похвалить учащихся во время работы, поддержать их во время ответа;
Ø мы
не всегда сразу поставим «неуд.» за
не выученный урок, скорее всего, попробуем войти в положение учащегося, дать
ему шанс реабилитироваться на следующем уроке.
Качественный анализ «-»
Ø всё
равно иногда позволяем себе сравнить учащихся по успеваемости, добиваясь таким
сомнительным способом воспитательного эффекта;
Ø не
используем стимулирующую функцию 10-балльной системы оценивания, придерживаясь
мнения, что отметка должна быть заработана;
Ø не
всегда готовы учесть нестандартные способы решения, а ведь это развитие
творческих способностей учащихся, так можно совсем отбить охоту мыслить
нестандартно;
Ø не
находим времени поговорить с учащимися об их успеваемости индивидуально,
забывая, что перед нами не просто объекты учебно-педагогического действия, а
живые люди, со своими переживаниями и проблемами;
Ø почему-то
не все согласны с тем, что комментарий отметок обязателен.
Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из
виду их связь с учебными занятиями в целом:
— Оценки и отметки могут
существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес». Если есть недостатки при определении целей и
содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощрённая
методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.
— Оценки и отметки — важное средство воспитания. Однако если
взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель
не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и
отметки утрачивают своё воспитательное воздействие.
— Оценки и отметки — важный метод
стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом
случае самый подходящий.
Фактом является
то, что нет единого мерила установления знаний учащихся. В то время как в
математике выявление знаний во многих случаях приближается к «замеру», в случаях с сочинением, рассказом стихотворений и т.д.
возрастает степень «оценочной прикидки». Простое воспроизведение знаний и использование навыков
возможно при нормальных условиях работы учителя проследить с большей
объективностью, чем степень выражения творческих способностей. Оценка знаний
будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует,
а не тормозит развитие школьников.
Выставление отметок по предметам
способствует развитию ученика:
— если он понял, что от него требуют;
— если он не сомневается в
справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;
— если он убеждён, что может
постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и
степени его усердия.
Если эти условия
выполнены, то ставить отметку можно.
Для повышения
качества знаний полезно использовать правило:
Проверяй все, что задаёшь,
оценивай достаточно полно,
ставь отметку только
за существенное.
оценивай достаточно полно,
ставь отметку только
за существенное.
Рекомендации разработаны учителями-дефектологами
ГУО "Средняя школа №14 г.Солигорска".


Комментариев нет:
Отправить комментарий